#оскаровскиймарафон2015@mycameraneverlies
Whiplash (Одержимость, 2014) — кнут без пряника
Эндрю Ниман (Майлз Теллер) — молодой барабанщик. У Эндрю нет друзей, он не ходит на вечеринки и для своего возраста ведет довольно аскетичный образ жизни. Единственная его цель — стать великим и избежать участи своего отца, неудавшегося писателя, который теперь работает учителем в школе. Эндрю поступает в лучшее музыкальное училище в стране, да еще и попадает в оркестр к гениальному Тэренсу Флетчеру. У того на паренька свои планы — сделать его великим.
Оркестр — вроде дело коллективное, но не в случаем с картиной Дэмьена Шазелла. На экране мы наблюдаем дуэт, которые довольно быстро превращается в дуэль между учеником и учителем. Пока Эндрю обливается потом и кровью и изо всех сил стучит по барабанам, Флетчер кричит все громче, оскорбляет все глубже, материться все больше — смотрится весьма антипедагогично, но эффектно. Надо сказать, что симпатизировать Эндрю тоже особо не получается. Юношеский максимализм бьет в голову не слабо. Тот готов идти по головам однокурсников, буквально ехать на красный свет и жертвовать близкими людьми ради того, чтоб спустя десятилетия его обсуждали за обеденным столом в день благодарения. При этом особой любовью к музыке или еще какими-то сентиментальными порывами тут не пахнет. Его цель — быть великим, и можно подумать, что не так уж и важно в чем. С другой стороны, не сочувствовать герою Теллера невозможно. Наверно не найдется зрителя, который при просмотре фильма с дрожью не вспомнит о своих школьных годах, о позорных минутах у доски, красных чернилах в дневнике и грозных взглядов и обидных слов своего «Флетчера».
И все же «Whiplash» — вовсе не школьная драма, и не просто история успеха молодого музыканта, это настоящий триллер. Барабанная дробь набирает свои обороты, напряжение нарастает с каждым ударом палочки и саспенс сносит наповал. И тут уже скорее солирует Дж. К. Симмонс, перетягивая одеяло у главного героя. Дело наверное не только в превосходной актерской игре, но и в его персонаже, чья философия как минимум интересна, и поднимет не одно живое обсуждение у зрителей. Ведь Шазелл ответов не дает и итогов не подводит, жестоко оставляя нас с открытым финалом. В зале еще не потух свет и не опустились кулисы, а титры уже идут. А мой итог таков — картина получилась «громкая», ритмичная, жесткая и яркая, а вот обещанного джаза по-моему не хватило.